Primary links
 

Мобильная свобода по закону


Летом 2012 года министерство связи и массовых коммуникаций предложило ряд поправок в закон "О связи". В проекте изменений предполагается отмена внутреннего роуминга в России, а также бесплатное сохранение номера абонента при отсутствии задолженности по договору, если клиент переходит к другому оператору(так называемый стандарт MNP – Mobile Number Portability). Подобные предложения рассматриваются уже не один год, однако до сих пор они не были оформлены на законодательном уровне. Но к началу 2014 года предполагается принять все необходимые поправки в законодательство.

Пока эксперты строят предположения о том, как в связи с отменой национального роуминга изменятся тарифы и как это повлияет на абонентскую базу, депутаты заканчивают работу над поправками в закон, который может вступить в силу уже 1 марта 2014 года.
Принятие другой, не менее волнующей, поправки о переносе номера также может повлечь изменение ситуации на рынке.
Существует мнение, что привычный номер во многих случаях — один из ключевых факторов, удерживающих абонента у оператора. Сохранить за собой можно будет любые федеральные десятизначные номера, причем вместе с DEF кодом — первыми тремя цифрами номера, которые в настоящее время однозначно определяют оператора сотовой сети и являются частью абонентского номера.
Согласно предложенному Минкомсвязи РФ проекту постановления правительства, регламентирующего порядок оказания услуг MNP, абонент может менять оператора с сохранением номера телефона раз в 6 месяцев, а переносить номер можно будет только в рамках одного субъекта РФ. Но даже в таком виде механизм MNP может быть интересен предпринимателям, которым важно сократить траты на мобильную связь и, при этом, оставаться на связи с многочисленными партнерами. Факторами, которые повлияют на переток абонентов, могут стать качество связи, качество предоставляемых сервисов и абонентского обслуживания.

В октябре 2012 года российское подразделение международной исследовательской компании EPSI Research Services представило результаты ежегодного анализа уровня удовлетворенности абонентов крупных операторов связи. Оказалось, что больше всего довольны своим оператором абоненты "МегаФона" и Tele2. Компания наблюдает за рынком уже шесть лет и в 2012 году провела анализ динамики этого показателя. По мнению потребителей, оказалось, что все исследуемые операторы улучшили свою работу в России. Рост удовлетворенности клиентов "Билайна" за шесть лет составил всего 3,7%. Наибольшего роста этого индекса — на 16,9% — добилась шведская компания Tele2.
EPSI рассчитала также индекс лояльности абонентов, который отличается от индекса удовлетворенности. Самый высокий показатель - у "МегаФона" и Тele2 — 85,8 и 85,0 соответственно, что говорит о том, что абоненты этих операторов наименее подвержены оттоку, и для них введение MNP – скорее возможность нарастить абонентскую базу, чем угроза ее потери.
Международный опыт показывает, что в первые годы после внедрения MNP отток абонентов в среднем по рынку иногда оставался неизменным, порой даже падал. Но есть и другие примеры, когда этот показатель резко возрастал. Например, в Финляндии в первый год после введения услуги уровень оттока вырос в полтора раза, превысив 25%, а в Польше превысил 30%. На популярность MNP оказывают влияние ситуация на рынке, условия перехода от одного оператора к другому и схемы взаимодействия операторов с абонентами.
По мнению аналитического агентства J`son&Partners, обычно MNP была востребована только на ранних стадиях развития рынка в условиях низкого проникновения, невысокого качества связи и ограниченной конкуренции. В других условиях показатель перехода оказывался намного ниже прогноза.
Условия российского рынка отличаются от описанных выше. Уровень проникновения мобильной связи в стране на уровне 160%, что намного выше, чем во многих европейских странах. Показатель оттока абонентов, для предоплатой системы расчетов также один из самых высоких в мире. При этом стоимость минуты разговора — одна из самых низких.
В связи с этим в агентстве делают вывод, что запуск MNP может привести лишь к незначительному перераспределению долей операторов на рынке. Это мнение разделяет генеральный директор макрорегиона Центрально-Чернозёмный Tele2 Россия Дмитрий Садыков. В интервью газете «КоммерсантЪ Черноземье» он сказал: «Я думаю, в нашем макрорегионе каких-то существенных изменений мы не увидим. У каждого оператора есть свои преимущества, которые позволят удерживать абонентскую базу. Конечно, абоненты будут уходить от одного оператора к другому, но вряд ли это явление приобретет массовый характер. Некоторые клиенты меняют оператора и сейчас, даже с потерей номера, так как существует определенная категория людей, которые находятся в постоянном поиске».
Параллельно развивается еще один тренд: потребности пользователей растут, а удовлетворять их становится все дороже. Мобильные операторы стоят перед лицом проблемы роста трафика в своих сетях. В таких обстоятельствах качество услуг не может не ухудшаться.
По мнению аналитиков J`son & Partners, для блага рынка внедрение полноценного механизма MNP должно происходить параллельно с созданием благоприятных условий для MVNO (Mobile Virtual Network Operator), отменой национального роуминга и региональных ограничений при смене оператора. Для этого потребуется существенная реформа отраслевого законодательства, которая займет не менее трех лет.
--

J'son & Partners Consulting - ведущая международная консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках телекоммуникаций, медиа, ИТ и инновационных технологий в России, СНГ, Центральной Азии с 1996 года. (web.json.ru)

EPSI RUS - подразделение международной исследовательской компании EPSI Research Services со штаб-квартирой в Великобритании и Центром Исследований в Швеции, основной специализацией которой является измерение нефинансовых показателей деятельности компаний и организаций разных отраслей и профилей. (http://epsi-rating.ru/index.html)