Primary links
 

Что такое УЭК и как ее получить?

Как человек современный и интересующийся новинками, я не мог пройти мимо одной из главных инноваций последних лет – универсальной электронной карты. Мое любопытство и желание проверить обещания авторов проекта о больших возможностях УЭК, вдохновили меня получить карту и испытать ее возможности. Сегодня поделюсь впечатлениями от первого знакомства с универсальной электронной картой и процесса ее получения.

«Нет такого понятия, как фантастика. Все, о чем мы подумали, рано или поздно осуществляется», - со словами великого фантаста Чарльза де Линта сегодня сложно не согласиться. В самом деле, еще каких-нибудь 20-30 лет назад, простаивая в очередях у кабинетов чиновников или врачей, мы деловито закатывая глаза, сетовали: ну неужели нельзя придумать нечто этакое, чтобы избавиться от необходимости тратить время на бесконечные обивания порогов в надежде получить очередную заветную справку? Конечно, в нашем тогдашнем представлении это должно было быть что-то почти нереальное: очень хотелось, но слабо представлялось – как? – упростить тяжеловесную бюрократическую машину? Разве возможно?

И вот время пришло. Век информационных технологий приносит почти, казалось бы, фантастическую новость: «нечто этакое» придумано! Конец очередям, неудобству и суете в решении обыденных задач! Ключ ко всем дверям под заветной аббревиатурой УЭК – универсальная электронная карта!

Публикации в СМИ и рекламные билборды запестрели заголовками – «Главная инновация года!» По всей вероятности, я входил в их целевую аудиторию как человек, интересующийся новинками и прогрессивными технологиями, и потому, конечно, я из любопытства открыл интернет и зашел на сайт проекта в Воронеже (УЭК-Воронеж.рф).

Да не уличат меня в предвзятости, не могу не отметить удобную навигацию и современный дизайн сайта, что для регионального интернет-пространства, прямо скажем, редкость.

В первую очередь, меня, конечно, интересовала информация о том, что же такое УЭК и каковы ее возможности. Собственно, я хотел понять, нужна ли она мне? То, что универсальная электронная карта призвана объединить в себе информацию сразу нескольких документов (паспорта, медицинского полиса, пенсионного свидетельства), обещало определенное удобство: из-за отпадающей необходимости носить с собой сразу все эти документы. Однако лично меня в первую очередь привлекли другие возможности УЭК.

Во-первых, использование сайта госуслуг с помощью универсальной электронной карты. Например, посредством интернета не выходя из дома или рабочего кабинета, он-лайн можно получить информацию о штрафах и тут же оплатить их, подать налоговую декларацию, заказать любую справку или даже оформить загранпаспорт.

Электронная запись к врачу – тоже вещь довольно удобная, если вспомнить, сколько времени и нервов порой приходится потратить в больничной регистратуре из-за пресловутого человеческого фактора. То не в тот день пришел, то запись закончилась, то очередь потерялась. В общем, возможности УЭК мне показались многообещающими и, действительно, полезными для жизни, поэтому я решил получить универсальную электронную карту.

В специальном разделе сайта я прочел, что могу подать заявление в одном из пунктов приема заявлений о выдаче УЭК, расположенных в отделениях Сбербанка и многофункциональных центрах. Сразу оговорюсь, что с того момента, как я захотел получить УЭК и до того дня, когда мне карту выдали, прошло несколько месяцев. Главная причина: моя пресловутая занятость. Мне все никак не хватало времени добраться до этого заветного пункта, чтобы подать заявление. Ну не являлся я тогда клиентом Сбербанка, чтобы посещать его регулярней обычного, и не было у меня надобности обращаться в МФЦ, ну а целенаправленно отправиться в один из пунктов тоже как-то не получалось. Однако если бы тогда на моем пути вдруг

оказалась специально обученная девушка, принимающая заявления о выдаче УЭК, я бы не раздумывая воспользовался ее помощью.

В итоге так и получилось, только чуть позже: девушка такая мне встретилась. И не в Сбербанке, и не в МФЦ (до них я так и не дошел), а случайно – на выставке. В Воронеже проходил Форум информационных технологий, и уполномоченная организация по внедрению проекта УЭК на территории Воронежской области «Агентство по инновациям и развитию» организовала мобильный пункт приема заявлений. Поистине – если чего-то хочешь, это должно случиться. Я хотел получить универсальную электронную карту, и эта возможность пришла ко мне сама.

Я подошел – девушка улыбнулась. Процесс пошел. Мне объяснили, что от меня требуется паспорт и СНИЛС, а также полис ОМС. Дальше – мне заполнили заявление, сделали мою фотографию и предложили сразу оформить электронную подпись. Я, конечно, согласился: ведь без ЭЦП я не смог бы пользоваться сервисами сайта госуслуг. Чтобы получить заветный ключ – ЭЦП – вместе с картой, мою подпись необходимо было отсканировать. С этим ЭЦП произошла некоторая заминка. Поскольку у меня очень мелкий автограф, программа никак не могла распознать ее – пришлось помучаться. Так что всем, кто вместе с с УЭК захочет получить электронную цифровую подпись, могу дать совет: при сканировании вашего автографа подписывайтесь крупнее и размашистее.

При всей учтивости и доброжелательности девушки, принимающей у меня заявление, был и один существенный (по моему мнению) недочет. Девушка забыла напомнить мне об одной важной возможности УЭК: открытии банковского счета на карте. Я знал об этой услуге (универсальная электронная карта может использоваться как банковская и обеспечивает платежные функции) и планировал пойти в банк и подключить эту функцию. Однако девушка напомнить об этом забыла. Это к вопросу о человеческом факторе, поэтому будьте внимательны и старайтесь подробнее расспрашивать помощниц о возможностях УЭК.

И вот – заявление подано! Ну а поскольку оно было принято во временном пункте, мне предложили выбрать любое отделение Сбербанка или МФЦ, в котором

мне будет удобней получить универсальную электронную карту в назначенную дату. Кстати, обещали через месяц, но пришлось немного подождать. Особой срочности в том, чтобы стать обладателем УЭК, я не испытывал и для себя нашел объяснение задержке сроков в возможных сложностях на начальном этапе внедрения проекта. Скорее всего, так и было.

И вот, наконец, на мой телефон пришло смс о том, что моя карта готова и я могу ее получить. Я приехал в тот пункт, о котором мы условились с девушкой при подаче заявления, и меня поздравили с получением Универсальной электронной карты.

Когда в моих руках оказалась маленькая пластиковая карта, призванная решать сразу множество больших задач, я подумал: «Неужели сможет?» Мной овладело жуткое любопытство и желание испытать инновацию года! Новостями о том, как это было, обещаю поделиться со всеми, кому интересно.